Дуализм Бога и Дьявола: Энергия вечной борьбы
Как соотносятся понятия Бога и Дьявола, если рассматривать их через призму идеи о двойственности добра и зла?
Рассматривая взаимосвязь понятий Бога и Дьявола через призму дуализма добра и зла, можно отметить, что эти категории не предстает как две абсолютно раздельные сущности, а связаны сложной, почти экзистенциальной борьбой, пронизывающей сердца людей и саму суть бытия.
Например, по мнению Достоевского, борьба между божественным и дьявольским измеряется не просто в рамках традиционного противостояния добра и зла. Там «красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». При этом нельзя сводить разницу между «божеским» и «дьявольским» к обычному различию между добром и злом, поскольку глубинная полярность проникает до самой сущности бытия (источник: https://otci.eu/w/31088 ).
С другой стороны, в библейском контексте зло представлено как нечто, лишённое собственной сущностной основы, стремясь завладеть свободным пространством и сердцем человека. Здесь важен момент, что человеку предоставлено творческое начало, способное дать злу форму – именно энергия и душевный порыв человека придают ему существование (источник: https://otci.eu/w/31089 ).
Ещё одна точка зрения утверждает, что всё, сотворённое Богом, изначально является добром, и зло возникает лишь как уклонение от естественного, то есть как добровольное отступление от первоначального порядка. Таким образом, зло выступает не как самостоятельная сущность, а как отсутствие или извращение добра (источник: https://otci.eu/w/31090 ).
При этом существует мнение, что попытки представить Бога без участия зла — ошибочны. Любая концепция, исключающая проявления тьмы, оказывается в свою очередь «варварской и ужасной». Эта идея приводит к выводу о том, что даже в божественной сущности должно отражаться двойство: и свет, и тьма, что находит выражение в фигуре Люцифера как в символе единого бога с двойственной природой (источник: https://otci.eu/w/31091 ).
Наконец, другой подход подчеркивает, что Бог является абсолютно оторванным от зла, хотя и определяет те границы, в рамках которых зло может действовать. Здесь дьявол не обладает самостоятельной силой, а действует лишь в пределах, установленных Богом, что еще раз доказывает зависимость зла от божественной воли (источник: https://otci.eu/w/31092 ).
Таким образом, через призму идеи о двойственности добра и зла можно заключить, что понятия Бога и Дьявола представляют собой не просто антагонистичные полюса, а отражают сложную, взаимозависимую динамику, в которой зло выступает либо как результат отклонения от природного порядка, либо как неотъемлемая часть битвы внутреннего мира человека, где работа силы, данной Богом, определяет пределы действия дьявольского. В этом противоречивом единстве зло не имеет самостоятельного бытия, а существует только в рамках божественно определённых границ.
Supporting citation(s):
"Отсюда — вечное беспокойство. «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Различие между «божеским» и «дьявольским» не совпадает у Достоевского с обычным различием между «добром» и «злом». ... Он приоткрывает эту истину через свою гениальную антропологию. Достоевский был антиплатоником." (source: https://otci.eu/w/31093 )
"Этот библейский рассказ в каком–то смысле показывает, что зло не имеет под собой какой–то сущностной основы, оно стремится захватить свободное пространство, захватить сердце человека. И только человек своей энергией, своим душевным порывом может придать этому злу некое существование." (source: https://otci.eu/w/31094 )
"Необходимо и еще одно из двух: или эти начала сохраняют мир, что невозможно для зла, ... Итак, (должно быть) одно начало, свободное от всякого зла. ... все же, добровольно отступающее от естественного и переходящее в противоестественное, оказывается во зле. По природе все подчинено и послушно Создателю." (source: https://otci.eu/w/31095 )
"Бог является абсолютно непричастным злу, однако зло находится под Его контролем, так как именно Бог определяет границы, в которых зло может действовать. Более того, по неисповедимым путям Своего Промысла, в педагогических или иных целях Бог иногда пользуется злом в качестве орудия. ... диавол не имеет никакой силы там, где Бог не позволяет ему действовать..." (source: https://otci.eu/w/31096 )
Продолжить дисскуссию...(https://otci.eu/w/31097)
https://brgu.ru/news/postuplenie_po_tselevoy_kvote/
https://www.mos.ru/news/item/151663073/
https://www.youtube.com/watch?v=1JhUNhWxQvE
https://gorsite.ru/news/obshchestvo/kompleks_dlya_arkticheskikh_zhivotnykh_postroyat_v_novosibirskom_zooparke/
https://global.wildberries.ru/catalog?search=%D0%BF%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C+%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8F+%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B0
https://newsland.com/post/7834558-mihail-matveev-byvaet-chto-iz-za-detey-migrantov-u-nas-celye-klassy-tormozyat
https://sputnik-georgia.ru/20250122/kakoy-segodnya-tserkovnyy-prazdnik-22-yanvarya-2025-291839721.html
https://www.pnzgu.ru/news/2025/03/6/13425476
https://www.prweb.com/releases/mit-sloan-executive-education-launches-leading-technical-professionals-and-teams-302404339.html
https://dzen.ru/a/Z2NJKL8zUWH6HRxH
https://bcfor.eu/a/en/5446 https://bcfor.eu/a/es/5446 https://bcfor.eu/a/ru/5446
Комментарии
Отправить комментарий